сегодня
Предприятия мясоперерабатывающей отрасли
Ленинградской области и Санкт-Петербурга
На главную  Написать админу сайта  Карта сайта    
Главное меню:
Поиск по сайту:






Добавить новость

15 декабря 2005 Года

О мерах по совершенствованию системы законодательного регулирования развития сельскохозяйственного производства в Российской Федерации

В начале выступления хотел бы подчеркнуть, что сельское хозяйство является наиболее регулируемой сферой экономики во всех государствах мира.

За последние годы в стране были приняты ряд основных (базовых) нормативно-правовых актов, которые существенно изменили «правовое поле» в сфере регулирования сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка, что требует серьезного изменения действующих законодательных актов.

К числу таких базовых для АПК законов (я опускаю Земельный Кодекс, Налоговый Кодекс) относятся: (Слайды 2,3).

Федеральный закон от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который закрепил за субъектами Российской Федерации полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением реализации федеральных целевых программ). Надо прямо сказать, что это положение вызывает вопросы и противоречит реальной практике.

Далее: Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации органов местного самоуправления», в соответствии с которым сельское хозяйство не включено в сферу деятельности органов местного самоуправления. (Это было серьезной ошибкой, скажу позже, как ее исправили).

Федеральный Закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Он известен всем и не буду зачитывать длинное его название. Так вот, в соответствии с ним с 1 января 2005 г. признаны утратившими силу действовавший с 1997 г. Федеральный закон № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» и старинный Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села». И эти решения требуют срочной разработки и принятия новых законов в этой области.

Согласно проведённой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 административной реформы функции в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства должны выполнять четыре федеральных органа исполнительной власти, организованных на основе разделения правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных (надзорных) функций: это Минсельхоз России, Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору), Росрыболовство (Федеральное агентство по рыболовству) и Россельхзоз. Правда, практика полутора лет работы показала, что Федеральное агентство по сельскому хозяйству является не эффективным и лишним бюрократическим звеном и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 2005г. № 1158 агентство упразднено и в настоящее время проводятся ликвидационные мероприятия.

В настоящее время многие действующие законы, регулирующие отдельные сферы деятельности в АПК, содержат устаревшие положения. Поэтому требуется принятие новых федеральных законов и внесение соответствующих изменений в действующие законодательные акты с учетом изменений в социально-экономическом развитии страны, а также мероприятий, вытекающих из административной реформы, и прежде всего, по исключению избыточных и дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти. На слайде указан перечень таких законов (слайды 4, 5). Это перечень основных законов.

Кроме того, требуется внести изменения в 52 нормативных акта Правительства Российской Федерации (В сжатом виде показано на слайде 6). Из них:
34 уже приняты,
7 – на согласовании в федеральных органах исполнительной власти,
11 – разрабатываются в Минсельхозе.

Говоря подробнее о совершенствовании системы законодательного регулирования сельскохозяйственного производства, необходимо отметить, что Минсельхоз участвует в настоящее время в подготовке 22 федеральных законов. И здесь нужно выделить следующие основные направления:
1. Совершенствование действующего законодательства, вызванное структурными изменениями федеральных органов исполнительной власти. Ведется подготовка ряда законопроектов по внесению изменений в федеральные законы в связи с признанием избыточными ряда функций Минсельхоза России, Россельхознадзора и Росрыболовства. Из них два законопроекта «О внесении изменений в статью 13 Федерального Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О внесении изменений в статью 21 Закона Российской Федерации «О зерне» в настоящее время одобрены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и Правительством внесены в Государственную Думу.
2. Требуют законодательного решения вопросы полномочий по поддержке сельского хозяйства и регулированию агропродовольственных рынков на местном уровне (слайд 7,8).
Минсельхоз совместно с Минрегионом подготовил предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отнесения к полномочиям:
сельских муниципальных образований – вопросов содействия в развитии сельскохозяйственного производства, создания условий для развития малых форм сельского предпринимательства;
муниципального района – вопросов создания условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Данные предложения включены в проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и уже находится на рассмотрении в Госдуме.
3. Важным направлением законодательного регулирования развития сельскохозяйственного производства является совершенствование земельного законодательства, прежде всего, в части оборота и залога сельскохозяйственных земель. Это направлено на повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства и эффективности использования сельскохозяйственных земель.
В этих целях предполагается внести изменения в главу XI «Особенности ипотеки земельных участков» Федерального закона от 16 июля 1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», определяющие особенности ипотеки земель сельскохозяйственного назначения, а также в ряд других законодательных актов, обеспечивающих создание и развитие системы земельно-ипотечного кредитования в сфере сельскохозяйственного производства.
В настоящее время разработаны и направлены на согласование в заинтересованные министерства предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования залога земель сельскохозяйственного назначения, которые являются одним из мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части формирования системы земельно-ипотечного кредитования.
Одновременно с этим, в соответствии с поручениями Президента и Правительства по итогам заседания президиума Госсовета в Калмыкии в Правительство внесен проект постановления «О внесении изменения в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» в части возложения на Министерство функции нормативно-правового регулирования в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Необходимо ускорить принятие данного постановления.
4. В соответствии с правительственным и ведомственным планами законопроектной деятельности в 2005 году ведется работа по подготовке новых законопроектов, направленных на регулирование отношений в растениеводстве и животноводстве. Одна из острых проблем, возникшая из-за ликвидации Росхлебинспеции, это отсутствие общего положения об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в области подтверждения соответствия качества безопасности зерна, комбикормов, кормовых добавок и других продуктов переработки зерна. Мы вынуждены, чтобы не остановить экспорт зерна, весь год работать по временной схеме.
Необходимо ускорить доработку и принятие нормативного правового акта по решению этого вопроса.
С учетом приоритета развития животноводства разрабатывается ряд законопроектов по совершенствованию правовой базы развития животноводства: речь идет о племенном деле и ветеринарии.
В области ветеринарии произошли серьезные организационные и структурные изменения. Создана Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Многие полномочия и, соответственно, ветеринарные организации переданы на региональный уровень, изменились источники финансирования, ответственность за предотвращение и ликвидацию последствий результатов чрезвычайных ситуаций. В этой связи разработан проект федерального закона «О внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии».
Учитывая необходимость осуществления ветеринарного контроля на отдельных объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности, в законопроекте необходимо решить вопрос об исполнении ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами этих органов власти функций по контролю за выполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии на подведомственных объектах (т.е. учитываем специфику этих организаций).
Если подвести итог, то работа над этими законопроектами продвигается следующим образом.
Из 22 законопроектов
2 приняты;
2 внесены в Государственную Думу;
5 находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти;
6 – на стадии согласования концепций законопроектов в федеральных органах исполнительной власти.
7 – на стадии разработки концепций законопроектов в Минсельхозе.
Учитывая, что предстоит большая работа по завершению формирования системы законодательного регулирования развития сельскохозяйственного производства, просил бы руководителей министерств и ведомств ускорить согласование внесенных Минсельхозом проектов законов и проектов концепций законов.

Теперь о главном, о чем сказал Михаил Ефимович Фрадков.
(Слайд 9). Хочу подчеркнуть, что вышеуказанные меры не позволят в полной мере решить задачу по формированию цельной и долгосрочной законодательной базы в сфере АПК.
Поэтому с целью установления правовых основ реализации государственной политики в области развития сельского хозяйства и регулирования продовольственного рынка разработан и согласовывается с заинтересованными министерствами и ведомствами основополагающий федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Работу над законом ведет рабочая группа, сформированная в июле текущего года с участием представителей от Госдумы - Г.В.Кулика и от Совета Федерации – Г.А.Горбунова. Концепция законопроекта утверждена Правительством Российской Федерации 6 октября 2005 г. (№ АЖ-П9-5030).
Законопроект разработан с учетом приоритетов одобренной Правительством Российской Федерации Стратегии развития агропромышленного комплекса и рыболовства и Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации до 2010 года.
Предметом правового регулирования проекта федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (далее – законопроект) являются отношения граждан и юридических лиц, признанных сельскохозяйственными товаропроизводителями, с органами государственной власти и местного самоуправления в области развития сельского хозяйства.
Предусмотрено определить основные направления и механизмы государственной поддержки сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка.
Принятие данного законопроекта позволит создать целостную нормативно-правовую базу на долгосрочной основе для повышения эффективности реализации государственной политики в области развития сельского хозяйства, регулирования продовольственного рынка, привлечения инвестиционных ресурсов в агропродовольственный сектор, устойчивого роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и улучшения социально-экономического положения сельского населения.
Задача - в декабре текущего года рассмотреть в Правительстве проект Федерального закона.
Прошу поддержать предложенные меры законодательного регулирования развития сельского хозяйства и принять предложенный проект решения.

Министерство сельского хозяйства РФ http://www.mcx.ru

Назад

Координация проекта «Группа компаний ВРД»
Техническая поддержка
Назад  Наверх